суббота, 4 июля 2009 г.

Бонус за хлам

Водителям заплатят за металлолом?

Минприроды РФ предлагает ввести бонусы за утилизацию транспортных средств. 50 тысяч рублей обещают тому, кто избавится от своей машины по всем правилам. Правда, эти деньги можно будет потратить только на покупку новой отечественной машины.

Под пресс

Министерство природных ресурсов и экологии уже подготовило соответствующие поправки в законодательство. Помимо поддержки отечественного автопрома чиновники преследуют еще одну цель. Они хотят усилить ответственность нерадивых автолюбителей, которые бросают свою машину после завершения процесса эксплуатации.

Ожидается, что признать автомобиль негодным станет гораздо проще, а снятие с учета в ГИБДД будет носить уведомительный характер. Сама утилизация станет соответствовать международным правилам — с авто снимают колеса, выливают все жидкости и пускают под пресс. При этом органы местного самоуправления смогут принимать решение о бесхозности транспортных средств.

Пока, правда, непонятно, в какие сроки будет введен новый техрегламент. Соответствующее поручение министерствам председатель правительства РФ Владимир Путин дал еще в конце марта. Актуальность проблемы утилизации повышается с каждым годом. Уже сегодня в стране более 48 % всех автомобилей старше 10 лет.

В России не получится

Несмотря на столь высокое распоряжение и почти готовые поправки, некоторые чиновники считают, что принимать их еще рано. В Минпромторге говорят, что идея еще слабо проработана в деталях. За основу решили взять немецкий опыт. В Германии после введения соответствующих поправок количество старых авто существенно уменьшилось. Более того, во всех странах уровень продаж новых машин падает, а в Германии в мае он вырос на 40 %. Правда, там и премии гораздо выше — 2,5 тыс. евро. Сегодня подобные правила действуют также во Франции, Японии, Словакии, Италии, Австрии и Испании. При этом самые высокие расценки в Италии — 5 тыс. евро. Отметим, немецкая программа работает с января этого года. На ее реализацию выделено 3,5 млрд евро. Каждый день подается до 5—6 тыс. заявок на утилизацию. Немцы так рьяно подошли к этому вопросу, что закрывать программу планируют уже в сентябре этого года, хотя изначально рассчитывали на декабрь.

Вместе с тем не все эксперты считают, что России по силам совершить немецкий поворот. Высказываются мысли о том, что введение стандартов будет возможно не ранее чем через два года. Дело в том, что в России нет ни соответствующих подзаконных актов, ни самих предприятий по утилизации авто. Если в больших городах и найдется хотя бы один пресс для черного лома, то что делать людям из деревни? В России ежегодно выходит из строя 6—7 % автопарка — это примерно 2 млн автомобилей. Однако большая часть таких машин не утилизируется. Из них извлекают запчасти, которые еще можно продать, а кузов отправляют на свалку.

По расчетам экспертов, для создания полноценной инфраструктуры по утилизации авто нашей стране необходимо инвестировать в отрасль около 30 млрд рублей. В качестве варианта рассматривается вопрос о включении стоимости утилизации в цену новых автомобилей отечественного производства. Правда, сумма не уточняется, но очевидно, что она будет меньше 50 тыс. рублей. Эксперты не берутся предугадать, каким образом это повлияет на спрос на новенькие ВАЗы и ГАЗы. Среди самих автопроизводителей нет единого мнения на этот счет. На КамАЗе, например, считают, что сегодня закладывать стоимость утилизации в отпускную цену производителя не вполне корректно, потому как не хватает средств на само производство. На АвтоВАЗе вообще отказываются говорить о таком варианте развития событий.

Комментариев нет: